УСЛУГИ АДВОКАТА

В МОСКВЕ И ОБЛАСТИ

АДВОКАТСКАЯ ГРУППА

ПАНТЮШОВ И ПАРТНЕРЫ

Юридические услуги с 2002 г.

+7 (495) 762-10-59
+7 (909) 909-85-33
email: info@law-corporation.ru

г. Москва, Марксистская ул. 3-1

график работы с 09.00-21.00 без выходных
Прием по предварительной записи

Взыскание излишне возмещенного НДС

Главная

>

Публикации

>

Взыскание излишне возмещенного НДС

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Кодексом устанавливаются порядок исчисления и взимания каждого вида налога. Согласно пункту 1 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (подпункты 1, 2 статьи 69 НК РФ). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

«Из анализа норм налогового законодательства следует, что суммы излишне возмещенного налога не являются недоимкой, то есть не уплаченным в срок налогом, а следовательно основания для направления налогоплательщику требования об уплате налога в отношении указанных сумм, в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ, у налогового органа отсутствовали. Кроме того, статьей 176 НК РФ не предусмотрен порядок возврата неправомерно возмещенного НДС.

Судами, верно, отмечено что поскольку НК РФ не предусмотрен механизм принудительного взыскания неправомерно возмещенного в общем порядке НДС, налоговый орган мог отменить ранее принятое решение о зачете и предложить обществу возвратить НДС в бюджет» - Постановление ФАС Поволжского округа от 29 ноября 2012 г. по делу N А65-5329/2012

Таким образом, неправомерно возмещенная сумма налога на добавленную стоимость не является недоимкой, в смысле, придаваемом пунктом 2 статьи 11 НК РФ. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен механизм принудительного взыскания неправомерно возмещенного в общем порядке НДС.

Согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2006 N 15000/05 принятие инспекцией решений о возмещении налога на добавленную стоимость по камеральным проверкам не исключает ее возможности скорректировать впоследствии по итогам выездных налоговых проверок суммы налога, в отношении которых приняты такие решения, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности возмещения.

ФНС РФ в письме от 29 августа 2011 г. N АС-4-2/14018 указывает, что если по результатам выездной налоговой проверки обнаружено, что ранее необоснованно возмещен налог на добавленную стоимость, налоговым органам рекомендуется в описательной части Решения указывать суммы необоснованно возмещенного налога на добавленную стоимость, в пункте 5 резолютивной части Решения предложить налогоплательщику уплатить излишне возмещенную сумму налога на добавленную стоимость в бюджет.

 «При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган в соответствии с пунктом 12 статьи 89 Кодекса вправе ознакомиться с документами (в том числе с подлинниками документов), связанными с исчислением и уплатой налогов, а налогоплательщик обязан обеспечить возможность такого ознакомления.

Из системного толкования положений статей 88, 89 и 176 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов. В Кодексе отсутствуют нормы, которые могли бы быть истолкованы как устанавливающие запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении налога на добавленную стоимость. Статья 176 Кодекса не содержит положений, определяющих проведение налоговой проверки в порядке, предусмотренной данной статьей, как исключительную форму налогового контроля.

Таким образом, результаты выездной налоговой проверки являются следствием анализа полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследование которых носят самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок» - Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2012 г. N 12207/11.

Это означает, что налоговая инспекция по результатам выездной налоговой проверки вправе требовать к уплате налог на добавленную стоимость, который ранее ею был возмещен по результатам камеральной проверки при отсутствии к тому установленных законом оснований.

В Определении КС РФ от 25 января 2012 г. N 172-О-О разъяснено, что не исключена сама возможность проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной налоговой проверки.

Адвокат по налоговым спорам. Налоговый адвокат.