Телефоны: +7 (495) 762-10-59, +7 (909) 909-85-33 info@law-corporation.ru

Пределы ответственности экспедитора. Если экспедитор принял груз к перевозке, он в силу положений статей 803 и 805 Гражданского кодекса Российской Федерации является ответственным за утрату или повреждение груза

Главная ПубликацииПределы ответственности экспедитора. Если...

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В соответствии с положениями абзаца первого статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и названным Законом N 87-ФЗ. В силу положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Поскольку экспедитор принял груз к перевозке, он в силу положений статей 803 и 805 Гражданского кодекса Российской Федерации является ответственным за утрату или повреждение груза. Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины в повреждении (порче) груза возложено законом на экспедитора. В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.

В соответствии со статьей 803 Кодекса и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и названным Федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно пункту 4 статьи 6 указанного Закона правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

«…поскольку истец передал груз не ответственному представителю ответчика, а неустановленному лицу, оснований для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения реального ущерба за утрату груза не имеется. Ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведены доказательства в подтверждение того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело»  - Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2009 по делу N А53-705/2008.

Так, статьей 7 Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ действительно предусмотрена ограниченная ответственность экспедитора в размере реального ущерба при утрате, недостаче, повреждении (порче) груза. Однако в силу п. 4 ст. 6 Закона, ст. 18 Конвенции ("Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)") данное правило применяется только в случае, если экспедитором будет доказано, что повреждение груза явилось результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой, что повреждения вызваны обстоятельствами, которых он не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить, то есть при отсутствии вины экспедитора. Поскольку вина экспедитора установлена и подтверждена доказательствами, то неприменение судом положений п. 1, 2 ст. 7 Закона об ответственности в пределах стоимости перевозимого груза правомерно.

(Постановление ФАС Уральского округа от 12.04.2006 N Ф09-2642/06-С5 по делу N А60-15557/05).