Беженцы – запрет выдачи II
автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович
Российская Федерация является стороной Конвенции ООН о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с Резолюцией 429(V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 г.
Статья 33 этой Конвенции предусматривает следующее:
"1. Договаривающиеся Государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».
В соответствии с информационным письмом Генеральной прокуратуры РФ от 21 декабря 2000 г. N 36/985-00 "О порядке применения положений европейских конвенций об оказании помощи по уголовным делам и выдаче": «Государствами, являющимися одновременно участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Минская конвенция 1993 года) и вышеуказанных Европейских конвенций 1957 и 1959 годов по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи (Россия, Украина, Молдова), применяются положения европейских конвенций, а заключенные ранее двухсторонние и многосторонние договоры по аналогичным вопросам, к которым относится и Минская конвенция 1993 года, свое действие прекращают».
В соответствии с п. 1 ст. 33 Конвенции установлен запрет принудительного возвращения беженцев в государства, где им грозит опасность: Договаривающиеся Государства не будут никаким образом высылать или возвращать беженцев в страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
В соответствии со взаимосвязанными положениями статьи 1 Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951г. (далее - Конвенция), Протокола, касающегося статуса беженцев, от 31 января 1967г., беженцами признаются граждане, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. (Российская Федерация присоединилась к указанным международным соглашениям в соответствии с Постановлением ВС РФ от 13.11.1992 № 3876-1 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев»).
Положение указанного пункта Конвенции обязательно для выполнения всеми странами участниками Конвенции, а не только государством, которое предоставило гражданам убежище. Российская Федерация является участником Конвенции, следовательно, выдача беженцев невозможна.
Таким образом, приоритет имеют европейские конвенции при разрешении вопроса о возможности выдачи по запросу государства, беженцем которого является лицо в отношении которого проводится экстрадиционная проверка.
По смыслу ч. 1 ст. 466 УПК, заключение лица под стражу преследует цель обеспечения возможности выдачи лица. В случае, если установлено отсутствие оснований для выдачи задержанных лиц (установление факта беженца из запрашиваемого государства), то отсутствуют основания для заключения под стражу данных лиц в целях экстрадиционной проверки.
Задержанные в целях проверки возможности выдачи лица, объявленные в розыск государством, беженцами которого они являются, статус которых четко и однозначно определен как беженцы, должны быть освобождены и экстрадиционная проверка в отношении данных лиц завершена.