Выездная налоговая проверка (часть II)

Главная ПубликацииВыездная налоговая проверка (часть II)

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ выездная проверка назначается на основании решения налогового органа о ее проведении. Налогоплательщик вправе получать, в частности, копии решений налоговых органов (пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ), налоговые органы обязаны направлять ему эти копии (пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.

«…ненаправление решения о назначении выездной проверки является существенным нарушением процедуры ее проведения. …налогоплательщик лишается права присутствовать при проведении выездной проверки, представлять налоговому органу и его должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов» (Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 по делу N А68-3935/09).

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может длиться более двух месяцев, данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В НК РФ не разъясняется, подлежит ли отмене решение по результатам выездной проверки в случае нарушения срока проведения проверки. Судебно-арбитражная практика считает, что нарушение сроков проведения проверки не нарушает права налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка может вскрывать нарушения налогового законодательства, которые не были выявлены при проведении камеральной налоговой проверки. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 8 апреля 2010 года N 441-О-О: «…выездная налоговая проверка не является повторной по отношению к камеральной, которая нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Выездная проверка представляет собой углубленную форму налогового контроля и ориентирована на выявление налоговых нарушений, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки» .

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. «Выездная налоговая проверка по отношению к камеральной налоговой проверке по тому же периоду и тому же налогу не может рассматриваться как повторная проверка в силу разных форм налогового контроля, осуществляемых в рамках самостоятельных задач и налоговых процедур, предписанных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вывод инспекции о налоговом правонарушении, содержащийся в решении инспекции по результатам выездной налоговой проверки, в рассматриваемом случае основан на иных обстоятельствах, которые не могли быть выявлены при камеральной налоговой проверке. Следовательно, законность и обоснованность такого решения подлежала самостоятельной оценке в данном деле» - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 14.07.2009 N 3103/09 по делу N А40-12417/08-87-37.

Выездная налоговая проверка не может рассматриваться как повторная по отношению к камеральной проверке, проведенной по тому же периоду и тому же налогу, в силу разных форм налогового контроля, осуществляемых в рамках самостоятельных задач и процедур, предписанных Налоговым кодексом РФ. Между тем, при проведении повторной налоговой проверки налоговый орган не может преодолевать принятый судебный акт по делу, т.е. налоговый орган не вправе пересматривать и давать иную оценку тем обстоятельства дела, которые уже были предметом судебного контроля.

«Преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией Российской Федерации судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» - Постановление Конституционного суда РФ от 17.03.2009 N 5-П.