Выездная налоговая проверка (часть I)

Главная

>

Публикации

>

Выездная налоговая проверка (часть I)

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном указанным Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется положениями статьи 89 НК РФ. Пунктом 4 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. 

Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что не содержится запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года. Назначение налоговой проверки ранее даты представления налоговой декларации также не нарушает прав налогоплательщика.

Исходя из разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данного в пункте 27 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при толковании нормы, предусматривающей срок давности проведения налоговых проверок, судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Следовательно, налоговый орган имеет право контролировать исчисление и уплату налогов также за текущий период. «Поскольку законом предусмотрено право Инспекции на проведение выездной налоговой проверки за три предшествующих года, предшествовавших проверке, и за текущий год, в котором проведена проверка, то доначисление налогов и пеней по результатам проведенной проверки за все проверенные периоды, и соответственно, их последующее взыскание являются правомерными»   - Постановление ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. по делу N А72-2607/2012.

Перечень налоговых органов, которые вправе вынести решение о проведении выездной проверки, является закрытым. Пунктом 2 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что решение о проведении выездной проверки должно содержать предмет проверки. Поэтому, в решении должны быть указаны налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утверждена форма решения о проведении выездной проверки. Этой формой предусмотрено указание "по всем налогам и сборам" в строке проверяемых налогов.

Как видно, в решении о назначении выездной налоговой проверке налоговые органы не обязаны указывать конкретные налоги, подлежащие проверке. Законодательство о налогах и сборах не содержит такой обязанности - Постановление ФАС Поволжского округа от 13 марта 2012 г. по делу N А72-4064/2011.

Согласно Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ в Решении о проведении выездной проверки должен быть указан руководитель проверяющей группы, между тем, в НК РФ аналогичного  требования не содержится.

Адвокат по налоговым спорам. Налоговый адвокат.