Упрощенная налоговая декларация

Главная

>

Публикации

>

Упрощенная налоговая декларация

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В п.1 ст.80 НК РФ дано легальное определение налоговой декларации: «1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В письме Минфина России от 23.07.2008 N 03-04-05-01/271 разъяснено, что отсутствие по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает налогоплательщика от обязанности представления декларации.

Важно отметить, что обязанность подать налоговую декларацию возлагается на налогоплательщика, т.е. на лицо имеющего обязанность по уплате  конкретного налога, поэтому, если нет статуса плательщика, например, налога на добавленную стоимость, то нет и обязанности в декларировании. Например, налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не должны представлять отчетность по налогам, от уплаты которых они освобождены (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Отсутствие объекта обложения налогом предоставляет право налогоплательщику подать упрощенную налоговую декларацию. В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. 

Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 62н от 10.07.2007 утверждены форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения. Если представлена декларация по форме, которая на момент ее представления не считается действующей (например, устарела), налоговый орган вправе отказать в ее принятии. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

В силу п. 1 ст. 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Уточненная декларация (расчет) предоставляется, если в первоначальной декларации не были отражены сведения или допущены ошибки, в результате которых занижена сумма налога (абз. 1 п. 1, п. 6 ст. 81 НК РФ). Налогоплательщики вправе уточнить свои обязательства перед бюджетом в том случае, если самостоятельно выявили новые сведения или ошибки, но не занизили ранее сумму налога (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, Письма Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/1/339, от 20.06.2012 N 03-04-05/8-751, от 26.03.2010 N 03-02-07/1-130).

Камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам) - (п. п. 1, 7 ст. 81 НК РФ). При этом, согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ, если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка «уточненки». Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основании любой поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации (расчета), поэтому, налоговые органы вправе провести камеральную налоговую проверку и упрощенной декларации.

«Поскольку единая (упрощенная) декларация за четвертый квартала 2007 года была представлена налогоплательщиком в налоговый орган, то декларация по НДС, представленная за тот же период, является уточненной» - ФАС Московского округа от 29 июля 2011 г. N КА-А41/7687-11.

Это означает, декларации по конкретным налогам, представленные за тот же период, что и единая (упрощенная) декларация, следует рассматривать в качестве уточненных налоговых деклараций. В этом случае исключается ответственность налогоплательщика за несвоевременную сдачу отчетности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Кроме того, если до представления уточненных деклараций организация перечислит соответствующие налоги и пени, то ей также не грозит штраф за неуплату налогов (п. 4 ст. 81, ст. 122 НК РФ).

Адвокат по налоговым спорам. Налоговый адвокат.