Уплата налога через проблемный банк
При отзыве у банка лицензии выполнение им банковских операций (в том числе ведение банковских счетов, осуществление переводов денежных средств, электронных денежных средств, кассовое обслуживание) невозможно (п. п. 3, 4, 9 ст. 5, ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). В пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ указаны два условия для признания обязанности по уплате налога исполненной: налогоплательщик должен предъявить в банк поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ; на счете налогоплательщика должно быть достаточно денежных средств.
Конституционный Суд РФ в Определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что закрепленный в Постановлении КС РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Из признания таких банков и налогоплательщиков недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку, по существу, они от исполнения данной обязанности уклонились.
Нужно обратить внимание, что Налоговый кодекс РФ и акты Конституционного Суда РФ не содержат признаков недобросовестности налогоплательщика в данной ситуации. Оценка действия налогоплательщика на предмет добросовестности – это судебное усмотрение в каждом конкретном случае с учетом имеющихся обстоятельств.
Суд в обоснование добросовестности налогоплательщика сослался на то факт, что налогоплательщик имеет только один расчетный счет, который был открыт в проблемном банке и использовался для уплаты налогов (Постановление ФАС Московского округа от 11 марта 2012 г. по делу N А41-20941/11).
Обязанность по уплате налога является исполненной, а налогоплательщик признается добросовестным, даже если у него есть расчетные счета в других банках. Наличие нескольких счетов само по себе не доказывает недобросовестность налогоплательщика. (Постановление ФАС Московского округа от 20 марта 2013 г. по делу N А40-76467/12-116-163)
Перечисление налогоплательщиком в бюджет через проблемный банк денежной суммы, превышающей по размеру действительную налоговую обязанность, может являться основанием для признания налогоплательщика недобросовестным (Постановление ФАС Московского округа от 29 февраля 2012 г. по делу N А40-53497/11-140-239).
Перечисление налогоплательщиком денежных средств в счет уплаты налогов при отсутствии налоговой обязанности не может считаться исполнением налоговой обязанности в надлежащем виде и свидетельствовать о добросовестности. (Постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2012 г. по делу N А41-14380/11).
В другом споре было указано, что перечисление налогоплательщиком денежных средств в счет уплаты налогов в части, превышающей размер налоговой обязанности, не является доказательством недобросовестности налогоплательщика. (Постановление ФАС Московского округа от 12 мая 2010 г. N КА-А41/3210-10).
Уплата налога до наступления срока уплаты через проблемный банк и наличие иных счетов у налогоплательщика свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и создания видимости исполнения налоговой обязанности. (Постановление ФАС Московского округа от 14 августа 2013 г. по делу N А40-106519/12-20-557).
Перечисление налогов в бюджет большей сумме, чем заявлено в налоговой декларации, означает, что обязанность по уплате будет считаться исполненной, но только в части сумм, указанных в декларации. (Постановление ФАС Московского округа от 9 октября 2012 г. по делу N А41-15418/11).
Как видно, анализ судебно-арбитражной практики позволяет сделать вывод, что признание налоговой обязанности исполненной при уплате налога через проблемный банк зависит от добросовестности налогоплательщика, которая оценивается в каждой ситуации индивидуально.