Транспортно-экспедиционная деятельность является профессиональной деятельностью, обеспечение доставки груза в разумный срок является обычным условием при осуществлении такой деятельности

Главная ПубликацииТранспортно-экспедиционная деятельность является...

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

Статьей 803 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 (ответственность за нарушение обязательств) Гражданского кодекса РФ. В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Профессиональный экспедитор, приняв негабаритный груз к перевозке без каких-либо замечаний, должен был знать о том, что негабаритный груз требует для перевозки специального оборудования (ролл-трейлеров). Профессиональный экспедитор, действуя добросовестно, должен затребовать от клиента при принятии груза к перевозке всю необходимую информацию относительно характеристик груза. Экспедитор отвечает за простой груза, но если будет доказано, что это произошло не по вине экспедитора, то экспедитор освобождается от ответственности.

В рамках судебного спора должна быть дана оценка всем доводам, в частности, доводам о том, что на этапе доставки груза в морской порт перевозка груза не была окончена, и с учетом изменения маршрута по инициативе экспедитора, в конечный пункт доставки груз был доставлен лишь спустя два месяца с момента принятия его к перевозке. В судебном решении должны быть приведены мотивы отклонения представленных истцом доказательств, подтверждающих, что разумный срок доставки аналогичного груза по другому маршруту составляет от семи до десяти дней.

Невыполнение данных требований может стать причиной отмены судебных актов. С целью определения предмета доказывания, а также установления бремени и средств доказывания фактических обстоятельств каждой из сторон по делу, установления всех обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в том числе, чем было вызвано изменение ранее согласованного сторонами маршрута доставки груза, кто был инициатором такого изменения, каков обычный (разумный) срок доставки аналогичного груза по согласованному сторонами маршруту; имелась ли у экспедитора на момент принятия груза необходимая информация о характере груза и особенностях его доставки, была ли затребована у клиента дополнительная информация и документация о грузе, чем было вызвано исключение экспедитором из счета на оплату услуг по перевозке расходов клиента за 20 дней нахождения груза в порту Санкт-Петербурга. В зависимости от результата оценки установленных фактов определить, имеются ли основания для привлечения экспедитора к ответственности в виде взыскания убытков, а также размер таких убытков. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2016 N Ф05-13595/2016).

Статьей 803 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без установления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления, поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.