Сюрвейерские услуги в портах России и НДС

Главная

>

Публикации

>

Сюрвейерские услуги в портах России и НДС

Подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

Из содержания названной нормы следует, что перечень услуг по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, не подлежащих налогообложению, законодателем не ограничен. При применении названной нормы следует исходить из фактического содержания оказанных услуг и непосредственного их отношения к обслуживанию судов согласно техническим и иным требованиям, предъявляемым к безопасному мореплаванию морских судов.

При разрешении вопроса о правомерности освобождения от обложения НДС на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса для правоприменительных органов приоритетное значение имеют следующие обстоятельства: возможность квалификации соответствующей операции как объекта налогообложения, как он определен в статье 146 Кодекса; целевая направленность операции именно на обслуживание морских судов и судов внутреннего плавания; отсутствие оснований для применения пункта 7 статьи 149 Кодекса, согласно которому освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 N 498-О-О).

«Суд установил и материалами дела подтверждается, что в III квартале 2007 года общество оказало морским судам в период их стоянки в порту сюрвейерские услуги (по замеру, подсчету количества груза и определению качества груза путем отбора проб). Налоговый орган не оспаривает фактическое оказание обществом сюрвейерских услуг и их оплату. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд обоснованно указал, что данные работы (услуги) правомерно отнесены обществом к деятельности по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, поскольку непосредственно связаны с обслуживанием судов в период их стоянки в порту.

Вывод суда о том, что общество в силу подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса в указанном периоде обоснованно не исчисляло и не уплачивало НДС за оказание названных услуг и у налоговой инспекции отсутствовали основания для доначисления обществу 67 437 рублей НДС, соответствующих пени и штрафа, является правильным. 

Суд установил, что налоговая инспекция доначислила обществу 7 244 рубля НДС в связи с необоснованным применением освобождения от НДС информационных услуг, оказываемых обществом вне территории Российской Федерации компании Cargo Inspections International Ltd. по договору от 07.12.2005 N 1. Указанные услуги не связаны с сюрвейерским обследованием конкретных морских судов и грузов, являются самостоятельно оказываемыми услугами. Получателем информационных услуг являлось не морское судно в лице его капитана, а непосредственно компания Cargo Inspections International Ltd., созданная по законодательству Великобритании и зарегистрированная по адресу: Великобритания, остров Мэн, Дуглас, Норд Квэй, 34. Данное обстоятельство налоговым органом документально не оспорено.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен статьей 148 Кодекса в зависимости от видов выполняемых работ (оказываемых услуг). В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по обработке информации признается территория Российской Федерации, если деятельность покупателя услуг осуществляется на территории Российской Федерации. При этом место осуществления деятельности покупателя услуг определяется на основе государственной регистрации» - Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 марта 2010 г. по делу N А32-43757/2009

В соответствии со статьей 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации. Признание для целей налогообложения в пункте 1.1 статьи 148 Кодекса конкретных услуг реализованными не на территории Российской Федерации означает, что реализация таких услуг не является объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по этому налогу.