Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела

Главная

>

Публикации

>

Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективную сторону вменяемого правонарушения составляют действия (бездействие) лица, признанные злоупотреблением доминирующим положением. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции под злоупотреблением доминирующим положением понимаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Квалификация административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предполагает установление положения конкретного хозяйственного субъекта доминирующим на товарном рынке.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 названного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме). Кроме того, статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.

С учетом этого необходимо исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке. С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными в ней статьями КоАП РФ -  Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2013 N 32-АД13-3

«…вывод суда о возложении на общество ответственности за несоблюдение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов неправомерен. Как следует из материалов дела, общество оказывает коммунальные услуги по горячему водоснабжению и не заключает такие договоры с гражданами. Антимонопольный орган не оспаривал, что организации-потребители газа (теплоснабжающие организации) самостоятельно ограничили потребление газа

Общество не имеет доступа к газоиспользующему оборудованию теплоснабжающих организаций для осуществления действий по отключению подачи газа. Поэтому, общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, исполняющий свои обязанности в допустимых пределах в данном конкретном деле, не может быть привлечен к ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, поскольку в действиях общества отсутствует злоупотребление правом и злоупотребление доминирующим положением. Суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств наличия в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения» - Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2014 N Ф05-4496/14 по делу N А40-108033/13-139-1013

Постановление Верховного Суда РФ от 28.05.2014 N 82-АД14-2 ВС РФ разъясняя ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, отметил, что квалификация административного правонарушения по указанной норме предполагает установление положения конкретного хозяйственного субъекта доминирующим на товарном рынке.