Принятие жалобы к рассмотрения Конституционным судом РФ
Конституционный Суд Российской Федерации при решении вопроса о принятии жалобы гражданина к рассмотрению должен проверить, относится ли разрешение поставленного в ней вопроса к его компетенции и является ли жалоба допустимой в соответствии с требованиями названного Федерального конституционного закона.
Такие условия являются одинаковыми для всех заявителей, направляющих обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, и не могут рассматриваться как нарушающие в конкретном деле заявителей их право на судебную защиту и принцип равноправия. (Определение Конституционного Суда РФ от 23.05.2006 N 185-О).
Статьи 40 и 111 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предписывают Секретариату Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении поступающих обращений проверять в предварительном порядке их соответствие требованиям названного Федерального конституционного закона.
Уведомление заявителя о несоблюдении тех или иных требований с одновременной рекомендацией об устранении недостатков в оформлении жалобы (запроса) является обязанностью работников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и не может рассматриваться как ограничение права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно части второй статьи 40 названного Федерального конституционного закона, заявитель, получивший уведомление Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.
Как видно, в случае если по результатам предварительного изучения жалобы будут установлены нарушения при оформлении жалобы, заявитель об этом будет извещен и вправе исправить недостатки в жалобе и вновь подать жалобу.
Сам факт принятия к производству жалобы свидетельствует о том, что Конституционный Суд не выявил предусмотренных статьей 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" оснований для отказа в принятии данных обращений к рассмотрению. (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 N 11-П)
Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Из Конституции Российской Федерации не вытекает наличие у гражданина права оспорить в Конституционном Суде Российской Федерации любой нормативный правовой акт вне связи с какими бы то ни было условиями.
Согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и, следовательно, осуществляет проверку только затрагивающих эти права и свободы законов.
(Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 253-О)
В качестве необходимых предпосылок для принятия обращений граждан о проверке конституционности закона к рассмотрению установлены такие критерии, как его применение или возможность применения в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, а также связь по содержанию с конституционными правами и свободами граждан - оспариваемый закон должен их затрагивать.
Заявитель вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, осуществлять иные права стороны в конституционном судопроизводстве.
Данные положения относятся к процессуальным стадиям, следующим за принятием обращения к рассмотрению, поскольку только после такого решения может идти речь о наличии в производстве Конституционного Суда Российской Федерации соответствующего дела и о правах сторон в этом деле.