Перечисление в бюджет денежных средств и отзыв у банка лицензии

Главная

>

Публикации

>

Перечисление в бюджет денежных средств и отзыв у банка лицензии

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса, налогоплательщик вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налога. Данное право состоит в уплате налога при наличии соответствующей обязанности после окончания налогового (отчетного) периода, когда сформирована налоговая база и определена сумма налога, подлежащая уплате, но до наступления установленного законом срока платежа.

Пунктом 3 ст. 45 Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

 «…налоговые органы вправе систематически информировать налогоплательщиков о тех банках, к услугам которых для перечисления налоговых платежей прибегать не следует, а также - в целях побуждения добросовестных налогоплательщиков к исполнению своих налоговых обязательств и пресечения случаев злоупотреблений при выборе банка для перечисления налогов в бюджет - предъявлять к налогоплательщикам требования об отзыве своих расчетных документов на списание налогов» - указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 г. N 138-О.

Налоговое законодательство устанавливает публично – правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками - юридическими лицами. Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками указанных публично - правовых функций.

«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично - правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично - правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет» - Постановление Контитуционного суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О выводы Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.

Согласно правовой позиции изложенной, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2011 N 2105/11, положения ст. 45 Кодекса применяются с учетом обстоятельств, характеризующих налогоплательщика и его добросовестность при выполнении налоговой обязанности, в том числе ее наличия. При отсутствии налоговых обязательств выводы о признании исполненной обязанности по уплате налога и сбора не соответствуют п. 3 ст. 45 Кодекса.

Как видно, имеет значение добросовестность налогоплательщика, имеено данное обстоятельство позволяет сделать выводы об исполнении налоговой обязанности, т.е. об уплате налогов в бюджет. Доросовестность  - оценочное понятие, в налоговом законодательстве отсутствует легальное определение данного понятия, поэтому, устновление добросоветсности происходит в процессе каждого налогового спора на оснве анализа конкретных обстоятельств каждого дела. 

Нужно отметить, что добросовестность налогоплательщика презюмируется, налоговый орган обязан представить доказательства недобросовестности налогоплатльщика, причем, все сомнения должны толковаться в пользу налогоплатлещика.

Наличие у налогоплательщика неисполненной обязанности на момент предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет имеет существенное значение для дела, поскольку при отсутствии у налогоплательщика такой обязанности, вывод о признании ее исполненной не соответствует п. 3 ст. 45 НК РФ.