Пени за просрочку доставки груза

Главная ПубликацииПени за просрочку доставки груза

По договору перевозки груза должен доставить груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель со своей стороны должен уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст.785 ГК РФ).

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 Гражданского кодекса).

Поэтому, при перевозке железнодорожным транспортом действуют положения ст. 33 Устава железнодорожного транспорта, где сказано, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Перевозчик обязан обеспечить своевременную выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. В этом случае груз доставлен в срок.

Просрочка доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров влечет взыскание с перевозчика пени на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта пени.

Перевозчик может освободиться от уплаты пени, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств.

Приказом Министерства транспорта РФ от 7 августа 2015 г. N 245 утверждены правила исчисления сроков доставки. В п. 15 которых установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены этими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов.

Как видно, данные сроки имеют диспозитивный характер и могут быть изменены путем договоренностей между перевозчиком и грузоотправителем, важно заметить, что грузополучатель не участвует в данных соглашениях, соответственно не вправе оспаривать измененные сроки доставки.

Договорный срок доставки в пути следования может быть увеличен перевозчиком в соответствии с названными Правилами. Следовательно, увеличение срока доставки груза возможно по соглашению сторон.

Поэтому, если стороны (перевозчик и грузоотправитель) согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки № 245 срока доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов, то при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной указывается увеличенный срок доставки.

В накладных должны иметься отметки грузоотправителя об увеличении срока доставки груза. При этом права грузополучателя не будут нарушены, а его согласие на увеличение срока доставки груза не требуется, разумеется, если вагоны, в которых перевозится груз, не принадлежат грузополучателю.

Это исключает право грузополучателя требовать взыскания неустойки. Данные выводы были сделаны в определении Верховного суда РФ от 16.09.2021г. № 305-ЭС21-8651, т.к. сроки доставки груза перевозчиком нарушены не были, вагоны с грузом поданы для выгрузки до истечения сроков, указанных в накладных, следовательно.