УСЛУГИ АДВОКАТА

В МОСКВЕ И ОБЛАСТИ

АДВОКАТСКАЯ ГРУППА

ПАНТЮШОВ И ПАРТНЕРЫ

Юридические услуги с 2002 г.

+7 (495) 762-10-59
+7 (909) 909-85-33
email: info@law-corporation.ru

г. Москва, Марксистская ул. 3-1

график работы с 09.00-21.00 без выходных
Прием по предварительной записи

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги

Главная

>

Публикации

>

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В соответствии с п. 4 ст. 214.3 Кодекса в целях данной статьи для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО признается: доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной; расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной.

Согласно п. 6 ст. 214.3 Кодекса налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО. Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Если величина расходов, принимаемых для целей налогообложения в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи Кодекса, превышает величину доходов, указанных в данном пункте, налоговая база по операциям РЕПО в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

Суммы превышения расходов признаются убытком налогоплательщика по операциям РЕПО, который принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами (в том числе по операциям, совершаемым в рамках договора на брокерское обслуживание), обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Согласно п. 2 ст. 214.3 Кодекса под операциями РЕПО с ценными бумагами для целей гл. 23 Кодекса понимаются операции, соответствующие положениям абз. 1 п. 1 ст. 282 Кодекса. В то же время в соответствии с последним абзацем данного пункта правила ст. 214.3 Кодекса применяются к операциям РЕПО налогоплательщика, совершенным за его счет комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими (в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг и на торгах фондовой биржи) на основании соответствующих гражданско-правовых договоров. То есть налоговая база по налогу на доходы физических лиц будет определяться в соответствии со ст. 214.3 Кодекса только в том случае, когда сделки РЕПО заключаются за счет физических лиц комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими. В иных случаях налоговая база по сделкам купли-продажи ценных бумаг, самостоятельно осуществляемым физическими лицами, будет определяться без учета положений ст. 214.3 Кодекса. (Письмо Минфина России от 01.04.2013 N 03-04-05/4-314)

По операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.1 Кодекса, налоговый агент вправе учесть расходы налогоплательщика в виде комиссии доверительного управляющего. При этом расходы налогоплательщика учитываются в том налоговом периоде, в котором они были фактически осуществлены, независимо от того, за какой период они были начислены. Что касается операций РЕПО, то в соответствии с п. 6 ст. 214.3 Кодекса налоговая база по таким операциям определяется как доходы в виде процентов по займам, полученных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО. Учет сумм комиссии доверительному управляющему, уплачиваемой налогоплательщиком в связи с заключением и исполнением сделок РЕПО, при определении налоговой базы непосредственно по сделке РЕПО не предусмотрен. Также не предусмотрен учет таких комиссий при определении налоговой базы по операциям займа ценными бумагами в соответствии со ст. 214.4 Кодекса. (Письмо Минфина России от 09.11.2012 N 03-04-06/4-313)