Обязанность резидентов вести учет и представлять отчетность по валютным операциям

Главная ПубликацииОбязанность резидентов вести учет и представлять отчетность по валютным операциям

Объективную сторону по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ образует бездействие заявителя по возврату денежных средств, уплаченных нерезиденту за товар, который не поставлен. Юридически значимым обстоятельством для квалификации административного правонарушения по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ является срок, определяемый для возврата денежных средств.
Если договором не определен срок возврата денежных средств в случае непоставки оплаченного товара, правонарушение считается оконченным со дня, следующего за последним днем, когда по договору товар должен быть передан нерезидентом резиденту.
Условиями контракта срок возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные на территорию РФ товары, может быть не предусмотрен. Поэтому, срок возвращения денежных средств должен быть приравнен к наступлению срока истечения действия контракта, моментом совершения правонарушения необходимо считать следующий за днем истечения срока действия контракта день.
Объективную сторону по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ образует, в том числе, нарушение установленных сроков представления форм учета, отчетности и информации при осуществлении валютных операций.
Если стоимость услуг по договору возмездного оказания услуг, заключенному с фирмой-нерезидентом, определена в рублях и платеж по договору перечислен компанией организации в рублях со счета, открытого отделению иностранной компании в российском банке на счет заявителя в филиале другого российского банка.
В этой ситуации названные расчеты компании с организацией в валюте Российской Федерации нельзя признать валютной операцией, а следовательно, в действиях организации отсутствует состав правонарушения по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Обязанность резидентов вести учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в установленном порядке прямо предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Представление отчетных и учетных форм с неверным и/или неполным отражением сведений, предусмотренных Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", не может быть признано надлежащим исполнением.
Согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" срок исполнения обязанности по предоставлению документов о валютных операциях исчисляется в рабочих, а не в календарных днях, следовательно, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности для целей применения части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ также следует исчислять рабочими днями.
Ответственность за подобное нарушение установлена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ. Неправильная квалификация правонарушения в любом случае свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления (вне зависимости от того, имеется ли в действиях организации событие и состав вменяемого ему правонарушения).
Сам факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, посягающего на общественные отношения в сфере государственного регулирования порядка оформления паспортов сделок, не свидетельствует о наличии существенной угрозы общественным отношениям.
Поэтому, при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения действия (бездействие) не содержат существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Допущенное организацией нарушение в данном случае не создало существенных препятствий в реализации функций по контролю за осуществлением валютных операций, значительно не нарушило стабильность системы валютного контроля и валютного регулирования.