Норма о запрете въезда носит диспозитивный характер
автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович
Статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон) установлено, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона основаниями для выдачи визы иностранному гражданину является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В подпункте "г" пункта 2 данной статьи указано, что приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе, а также по ходатайству граждан Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрен запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства после однократного совершения ими административного правонарушения на территории Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрен запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства после однократного совершения ими административного правонарушения на территории Российской Федерации
Данная норма содержит не безусловную императивную, а диспозитивную норму о неразрешении въезда в Россию лицу, подвергавшемуся административной ответственности, т.к. предусматривает право, но не обязанность УФМС отказать такому лицу во въезде на территорию Российской Федерации.
«Между тем в обжалуемом решении отсутствует мотивированный вывод относительно того, почему в отношении заявителя данная норма должна быть обязательно применена, хотя судом установлены обстоятельства, способные повлиять на решение вопроса о целесообразности неразрешения К. въезда на территорию Российской Федерации.
Так, из материалов дела следует, что заявитель прибыл на территорию РФ в 2000 году для воссоединения семьи, родственников и жилья в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА у него нет, по месту жительства характеризуется положительно, от ответственности за административные правонарушения не уклоняется, судом были исследованы факты болезни родителей К., необходимость их содержания и ухода за ними, их последующая смерть, наличие у него доли в праве собственности на жилое помещение на территории РФ, его обращения в УФМС за разрешением вопросов о законности пребывания на территории РФ, участие в судебных заседаниях по делам об оспаривании действий УФМС.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что в сложившейся ситуации решение о неразрешении въезда К. в Российскую Федерацию не соответствует требованиям законности, поскольку оно нарушает права заявителя.
Ссылки на пропуск срока обращения в суд не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установил суд, в материалы дела не было представлено данных об ознакомлении заявителя с оспариваемым решением УФМС» - Ростовский областной суд от 19 апреля 2012 г. по делу N 33-4197