Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Главная

>

Публикации

>

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 15.1 КоАП РФ).

Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, нарушение правил приема и выдачи наличных денег (т.е. неоприходование в кассу денежной наличности), несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, состав правонарушения формален.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности (пункт 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленные законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2005 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (статья 1) (далее - Закон N 103).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В силу пункта 3 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

«В рассматриваемом случае установлено, что обществом - платежным агентом при ведении кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники не оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом. Кроме того, для учета поступающих в кассу наличных денег помимо общей кассовой книги 0310004 обществом не ведется кассовая книга 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом.

При таких фактических обстоятельствах дела с учетом приведенных норм права, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ВЕТа" состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом проверки от 04.05.2012 N 000010, актами о снятии отчета фискальной памяти, протоколом опроса законного представителя общества, протоколом осмотра от 19.04.2012, протоколом об административном правонарушении от 04.05.2012 N 000023/2012. ООО "ВЕТа", допустив нарушение порядка ведения кассовых операций, фактически пренебрегло публично-правовыми обязанностями по организации и осуществлению наличного денежного обращения. Наличие какой-либо исключительной для общества ситуации, в силу которой не была своевременно исполнена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, в материалы дела не представлено» - Постановление 6-го арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2012 г. N 06АП-4203/2012.