Место реализации товаров в целях исчисления НДС

Главная

>

Публикации

>

Место реализации товаров в целях исчисления НДС

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции, в том числе по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Статья 147 Кодекса устанавливает, что в целях настоящей главы местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Пунктом 1 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров на территории Российской Федерации с учетом положений главы 21 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база, указанная в п. 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары у вышеуказанных иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

«Пункт 4 ст. 24 НК РФ устанавливает обязанность налоговых агентов удерживать и перечислять налоги в порядке, предусмотренным настоящим нормативным правовым актом, для уплаты налога налогоплательщиком. Состав правонарушения, предусмотренный ст. 123 НК РФ, предусматривает неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Признав подтвержденным факт неисполнения обществом обязанности налогового агента по уплате НДС по договору на поставку труб обсадных от 07.12.2010 N 1187-РТ, суды признали правомерным привлечение его инспекцией к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ, доначисление соответствующих сумм НДС, начисление пеней. Оснований для применения ст. 112, 114 НК РФ и снижении размера подлежащего взысканию с общества штрафа судами не установлено» - Постановление ФАС Уральского округа от 20 августа 2013 г. N Ф09-7958/13.

«…осуществленные обществом операции по реализации доли морского судна, которое транспортировалось через территорию Российской Федерации, в силу положений главы 21 НК РФ не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 24.06.2008 N 2968/08» - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2013 г. по делу N А42-3663/2012.

Реализация товаров вне территории РФ не облагается НДС, поэтому,  плательщику для исключения операции из числа облагаемых НДС требуется документально подтвердить факт реализации товаров (услуг, работ) за пределами РФ. Между тем,  в ст. 147 НК РФ не говорится о том, каким образом это подтверждать. Согласно официальная позиции финансовых органов, выраженной в письме Минфина России, состоит в том, что подтверждать факт реализации товаров за пределами РФ можно теми же документами, которыми подтверждается факт реализации за пределами РФ товаров, работ и услуг. Перечень таких документов приведен в ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.05.2005 N 03-04-08/119 "О подтверждении места реализации товаров"). Пунктом 4 ст. 148 НК РФ, устанавливающей порядок определения места реализации работ (услуг) в целях исчисления налога на добавленную стоимость, предусмотрен перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации.