Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра

Главная

>

Публикации

>

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

«Регистрирующий орган не принимает решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, если к моменту, когда это решение должно быть принято, поступают заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отпадении либо об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица. Таким образом, из положений статьи 21.1 Закона о регистрации следует, что нормы вышеуказанной статьи направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия инспекцией решения от 08.05.2009 N 99 о предстоящем исключении СНТ "Мечта" из ЕГРЮЛ, товарищество не представляло документы налоговой отчетности, а также не осуществляло операции по банковским счетам.

Суды указали, что как следует из устава СНТ "Мечта, оно является некоммерческой организацией, созданной на основе добровольного объединения граждан для осуществления коллективного садоводства. Между тем, по смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным.

Судами установлено, что отчетность действительно, товариществом в спорный период в налоговый орган не представлялась. Однако в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие совокупности признаков (пункт 2 статьи 21.1 Закона о регистрации). При отсутствии хотя бы одного из них юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.

Более того, из положений Закона о регистрации не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы статьи 21.1 Закона о регистрации направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Между тем, на момент принятия налоговым органом решения о признании СНТ "Мечта" недействующим юридическим лицом по настоящее время, товарищество осуществляет хозяйственную (уставную) деятельность, о чем свидетельствует представленные в материалы дела копии акта обследования земельного участка Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 10.07.2008 N 07-04-10/256, протокола лабораторных исследований почвы от 17.09.2008, договора от 10.03.2010 N 10/ЮР/10.03.2010. на оказание юридических услуг, договора от 29.05.2009 N 15-2-27 на выполнение (передачу) проектных и изыскательных работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель, акта выполненных работ, технических условий и задания.

Кроме того, СНТ "Мечта" с 27.05.2011 по 20.09.2011 являлось стороной разбирательства (истцом) по делу N А41-20331/11, находящегося в производстве Арбитражного суда Московской области, о признании права собственности на земельные участки, производство по которому прекращено в связи с исключением товарищества из ЕГРЮЛ на основании оспариваемых действий налогового органа, что дополнительно подтверждает факт осуществления товариществом деятельности, в том числе в связи с предъявлением иска в суд.

Таким образом, отсутствие у ИФНС России по г. Ногинску Московской области сведений об открытых банковских счетах, не может являться основанием для признания кооператива недействующим юридическим лицом.

Доводы налогового органа о непредставлении СНТ "Мечта" в течение последних 12 месяцев бухгалтерской отчетности как основание для признания юридического лица недействующим, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были признаны несостоятельными в силу следующего.

Суды указали, что в материалы дела не представлены доказательства осуществления налоговым органом контрольных функций в отношении СНТ "Мечта", в том числе направления налогоплательщику требований об уплате налогов и сборов, проведения налоговых проверок. Таким образом, кассационная коллегия считает, что суды исходя из норм действующего законодательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ИФНС России по г. Ногинску Московской области оснований, предусмотренных статьей 21.1 Закона о регистрации, для исключения СНТ "Мечта" из ЕГРЮЛ» - Постановление ФАС Московского округа от 9 июля 2013 г. по делу N А41-40098/11