УСЛУГИ АДВОКАТА

В МОСКВЕ И ОБЛАСТИ

АДВОКАТСКАЯ ГРУППА

ПАНТЮШОВ И ПАРТНЕРЫ

Юридические услуги с 2002 г.

+7 (495) 762-10-59
+7 (909) 909-85-33
email: info@law-corporation.ru

г. Москва, Марксистская ул. 3-1

график работы с 09.00-21.00 без выходных
Прием по предварительной записи

Договор морской перевозки груза

Главная

>

Публикации

>

Договор морской перевозки груза

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В соответствии со статьей 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Заключение договора морской перевозки не предполагает передачу судна в пользование или распоряжение фрахтователю, а обуславливает непосредственное оказание услуг по доставке груза от грузоотправителя грузополучателю. Таким образом, для того, чтобы осуществить морскую перевозку груза, перевозчику необходимо иметь судно либо на праве собственности либо на ином праве владения.

По смыслу понятия договора поставки, содержащегося в статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 67 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), статье 115 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) моментом оказания услуг по перевозке груза является доставка груза и выдача его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя.

Исходя из понятия договора перевозки груза, данного в статье 67 КВВТ РФ, статье 115 КТМ РФ, перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и выдать его получателю. То есть моментом оказания таких услуг является соответственно доставка груза и выдача его получателю. При перевозках груза по чартеру, так же как и в остальных случаях, составляется коносамент. Согласно статьи 119 КТМ РФ отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом.

«Следовательно, в соответствии с вышеназванными нормами российского законодательства о перевозке, услуги по перевозке груза на основании выдаваемых ООО "Транс-Флот" коносаментов, считаются оказанными в момент передачи груза его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя. Документом, подтверждающим принятие груза для перевозки таким перевозчиком, является соответствующий коносамент.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, установил, что услуги по перевозке исполнены в полном объеме в соответствии с условиями коносамента (на момент окончания оказания этих услуг заявителем) после помещения под таможенный режим экспорта. Все необходимые документы, подтверждающие помещение товара под таможенный режим экспорта и вывоз экспортного груза за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с законодательством заявителем представлены инспекции» - Постановление ФАС Поволжского округа от 12 сентября 2011 г. по делу N А55-655/2010.

В соответствии с пунктами 1, 3 - 5 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

Из положений Кодекса торгового мореплавания, Конвенции ООН о морской перевозке (Гамбург, 31 марта 1978 года), также следует, что в качестве грузоотправителя может быть указана организация, от имени которой заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком или груз фактически сдан перевозчику.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Статьей 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель); отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. На основании статьи 139 КТМ РФ грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или технические условия, должны им соответствовать. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам.