Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами

Главная

>

Публикации

>

Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

Исходя из положений главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации "Перевозка", договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. Виды перевозок пассажиров и багажа определены в статье 5 Закона N 259-ФЗ, в силу которой перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки (пункт 1), перевозки по заказам (пункт 2) и перевозки легковыми такси (пункт 3).

В соответствии со статьей 27 Закона N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1), при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (часть 4).

При этом фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (пункты 21 и 22 статьи 2 Закона N 259-ФЗ).

 Согласно положениям статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Статьей 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что перевозка пассажиров по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством.

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров. В нарушение положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции определил правовую природу заключенного сторонами договора без учета и оценки его условий и цели и положений названных норм права. В соответствии с положениями части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части постановления должны быть указаны мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.  В нарушение названной нормы права апелляционный суд, отклоняя доводы ответчика о неправильной квалификации договора, не указал мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылался ответчик.

«В соответствии с условиями договора N 4/07-11 от 01.05.2011 документами, являющимися основанием для оплаты, являются акт об оказании услуг (приложение N 5 к договору) и заказ-наряд (приложение N 4 к договору). Из материалов дела следует, что акты N 2389 от 30.09.2011 и N 2721 от 31.10.2011 об оказании услуг за сентябрь и октябрь 2011 года ответчиком не подписаны. Отказ от подписания актов мотивирован ответчиком тем, что услуги в этот период не оказывались, поскольку заявки ответчиком в адрес истца не направлялись. Признавая отказ от подписания актов необоснованным, суд мотивировал свой вывод тем, что в связи со сложившимся между сторонами порядком приемки заявок посредством телефонной связи, в письменном виде заказы не подтверждались. В качестве доказательств сложившегося порядка суд указал на акты об оказании услуг за период с мая по август 2011 года, подписанные ответчиком, и оплату ответчиком услуг, оказанных в данный период. Между тем, факт подписания ответчиком актов за период с мая по август 2011 года и оплата аренды транспортных средств за этот период, не может служить основанием для признания необоснованным отказа ответчика от подписания актов за последующий период» - Постановление ФАС Московского округа от 05.09.2013 по делу N А40-144733/12-55-1328