Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

В п. 2 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что при подаче иска о защите прав потребителей выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит потребителю (истцу).
Поэтому, если, например, подсудность, указанная в договоре, которая устанавливает взаимоотношения между банком и заемщиком при обращении банка в суд с требованиями о взыскании задолженности по договору банковского обслуживания, не препятствуют истцу в реализации его права как потребителя на обращение в суд с иском о защите прав потребителя в порядке, предусмотренном приведенной нормой права.
К отношениям, возникающим из договоров страхования с физическим лицом, подлежат применению положения Закона "О защите прав потребителей", в частности об альтернативной подсудности (п. 2 ст. 17), об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 333.36 НК РФ, об ответственности за нарушение прав потребителей, в том числе в части взыскания штрафа (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (ст. 15).
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Исходя из системного толкования положений ч. 3 ст. 18 и ч. 4 ст. 24 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить такие требования либо продавцу, либо изготовителю, либо уполномоченной организации (уполномоченному индивидуальному предпринимателю), либо импортеру.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае нарушения, в том числе, сроков устранения недостатков товара.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Неустойка (ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей") по своей природе носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения обязательства должником и не должна служить средством обогащения кредитора, но при этом направлена на восстановление прав кредитора, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства.
Положениями п. 1 ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлена ответственность в виде неустойки за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара.
Если требование потребителя о расторжении договора и возврате уплаченной по нему суммы не было удовлетворено ответчиком в десятидневный срок со дня его предъявления, то это основание для взыскания неустойки.
Суд может снизить размер неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ, так, суд снизил размер штрафа на основании ст. 333 ГК РФ, указав, что истец обратился с иском спустя более двух месяцев после обращения с претензией по вопросу досудебного урегулирования спора, необоснованно увеличив тем самым размер ответственности продавца. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 05.04.2016 по делу N 33-2341/2016
Не могут быть взысканы два вида неустойки, поскольку до тех пор, пока объект долевого участия (квартира) истцу не передан, права и обязанности сторон регулируются нормами Федерального закона "Об участии в долевом строительстве…», которые предусматривают один вид неустойки как меру обеспечения обязательства исполнения обязательства по передаче объекта долевого участия участнику.