Телефоны: +7 (495) 762-10-59, +7 (909) 909-85-33 info@law-corporation.ru

Антимонопольные споры

"...каждое торговое предприятие стремится привлечь к себе и отвлечь от другого возможно большее число потребителей. Среди торговых представителей открывается ожесточенное соперничество... Общественная идея конкуренции состоит в том, что обеспечение личного существования со стороны каждого хозяйства ведет к наилучшему обеспечению интересов общества" - Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1908. С. 109.

Законодательство о конкуренции зарубежных стран часто связывает конкуренцию именно с торговлей. В отношении конкуренции выделяют две ее разновидности: совершенную и несовершенную (монополистическую). Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших фирм производит продукцию одного функционального назначения, но не идентичную.

Монополия - это ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект (группа лиц) является единственным производителем товара (услуги), не имеющего заменителей, или единственным производителем взаимозаменяемых товаров. Монопсония - ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект (группа лиц) является единственным покупателем товара (услуги). Рынок, где монополисту противостоит монопсонист, называется билатеральным.

Конституция Российской Федерации провозглашает принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, а также свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции Российской Федерации).

Законодательство о защите конкуренции призвано обеспечивать данные гарантии. Конкуренция является одним из условий развития экономики. "Конкуренция", "монополистическая деятельность", "недобросовестная конкуренция" - это категории антимонопольного законодательства.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").

Понятие "недобросовестная конкуренция" содержится в ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" (это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации).

В ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" перечислены отдельные действия (перечень является открытым), которые подпадают под недобросовестную конкуренцию.

Государство не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность участников рынка, предписывать им необходимость (или обязательность) совершения тех или иных экономических действий в условиях конкурентной борьбы.

В законе должна быть определена правовая основа конкуренции, ее понятие и принципы, ее формы, провозгласить гарантии конкуренции, предусмотреть четкие механизмы, обеспечивающие равный доступ участникам на рынок.

В законе устанавливаются правила поведения участников конкурентных правоотношений: запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим монопольным положением (ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции"), запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции"), запрещается недобросовестная конкуренция (ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции"), а также установлены иные ограничения.

ФАС РФ (Федеральная антимонопольная служба РФ) вправе производить проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в порядке, установленном в регламенте ФАС РФ, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.02.2012 N 340 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации"

Помощь адвоката в рамках споров с антимонопольным органом может заключаться в следующем:

• консультации по антимонопольному законодательству

• составление жалобы на решение антимонопольного органа

• представление интересов в арбитражном суде

Адвокаты по спорам с антимонопольным органом. Антимономольные споры.