Договор транспортной экспедиции II

Главная

>

Публикации

>

Договор транспортной экспедиции II

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

«Согласно пункту 4.4 договора ответчик оплачивает услуги истца на основании подписанных сторонами актов оказания услуг и выставленных экспедитором счетов-фактур с приложением согласованного реестра перевозок, ТТН и транспортных накладных. В реестре перевозок указываются перечень грузополучателей, ТТН и транспортных накладных (по каждому дню перевозок) и расчет стоимости услуг экспедитора. Оплата производится в течение 5 банковских дней от даты подписания сторонами акта оказания услуг и предоставления экспедитором счета-фактуры.

Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что доводы ответчика о нарушении истцом условий договора в части непредставления реестра перевозок не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить услуги. Обязанность по оплате услуг возникает в силу факта их оказания исполнителем, что следует из императивно изложенных положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации» - Постановление ФАС Московского округа от 15 ноября 2013 г. по делу N А41-52427/12.

Пунктом 1 статьи Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) предусмотрена обязанность экспедитора оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. В силу пункта 2 статьи 5 Закона N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Если перевозка осуществляется за рубеж, то подлежит применению также Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 1956 год) (далее - КДПГ, Конвенция).

Согласно статье 1 Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Применение КДПГ не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон. Российская Федерация как правопреемник Союза Советских Социалистических Республик входит в список государств - участников Конвенции.

В соответствии со статьей 4 Конвенции договор перевозки устанавливается накладной. В силу того, что реализация договора на перевозку груза автомобильным транспортом предусматривала пересечение государственных и таможенных границ, а также выполнение перевозчиком иных формальностей с грузом, для этого требовались необходимые сопроводительные документы на груз и инструкции для исполнения формальностей.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Транспортно-экспедиционная деятельность - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов определен Федеральным законом 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ).

В пункте 1 статьи 3 названного закона предусмотрено, что экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.